Вальпургиева ночь
Музыка Шарля Гуно
Хореографическая сюита «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
6+
Хореографическая сюита «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»
6+
Хореография Леонида Лавровского в редакции Вячеслава Гордеева
Французский композитор Шарль Гуно (1818 – 1893) — автор двенадцати опер, свыше ста романсов, большого числа духовных произведений, ряда инструментальных сочинений. Его опера «Фауст» по своей популярности смогла конкурировать с высшим творением французского музыкального театра ХIХ века — с «Кармен». Ж.Бизе. Уже одним этим произведением Гуно вписал свое имя в историю не только французской, но и мировой музыкальной культуры.
Мысль о создании «Фауста» возникла у Гуно еще в юношеские годы. В своих автобиографических «Записках артиста» композитор вспоминает, что во время пребывания в Италии любимым его развлечением было чтение «Фауста» Гете, и как однажды ночью на острове Капри, в причудливом сиянии фосфорических лучей , ему пришла идея «Вальпургиевой ночи» по «Фаусту». Этот замысел больше не покидал Гуно и он повсюду носил с собой гетевскую поэму, записывая без всякого порядка все приходящие в голову музыкальные мысли, которые могли бы пригодиться впоследствии в оперной обработке этого спектакля.
«Вальпургиева ночь» — одна из ярких сцен «Фауста», вышла за рамки оперы и обрела свою независимую жизнь.
По народному поверью древних германцев праздник начала весны связан с великим шабашем ведьм. Эта ночь — с 30 апреля на 1 мая — совпала с Днем католической святой Вальпургии, которая и дала ему свое название. Это время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались вокруг сатаны. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучело ведьм), люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола… Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу. По сюжету оперы танцевальный эпизод происходит во владениях Мефистофеля, когда он стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты и предлагает ему насладиться всеми благами мира. Начинаются танцы, один прекраснее другого.
В хореографическом шедевре «Вальпургиева ночь» оживают анакреонтические сюжеты. Вином и страстью опьянены Вакх и Вакханка. Четыре сатира заигрывают с захмелевшей чаровницей, стараясь вызвать в ней эротические ощущения. Все безмятежно резвятся, не ведая земных печалей.
Буйство природы и страстей олицетворяет Пан. На магические звуки его флейты слетаются три девственные нимфы. В отличие от чувственных наслаждений других персонажей, они символизируют любовь духовную, целомудренную. Точнее это лишь предощущение романтического чувства.
Но таинственно мерцающий лунный свет разгоняется отсветом огненных факелов. Всех захватывает стремительный поток оргиастической пляски.
«Вальпургиева ночь» — одна из ярких сцен «Фауста», вышла за рамки оперы и обрела свою независимую жизнь.
По народному поверью древних германцев праздник начала весны связан с великим шабашем ведьм. Эта ночь — с 30 апреля на 1 мая — совпала с Днем католической святой Вальпургии, которая и дала ему свое название. Это время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались на метлах и вилах на гору Броккен и собирались вокруг сатаны. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот. В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучело ведьм), люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола… Считалось, что травы в эту ночь обретают чудесную силу. По сюжету оперы танцевальный эпизод происходит во владениях Мефистофеля, когда он стремится отвлечь мысли Фауста от Маргариты и предлагает ему насладиться всеми благами мира. Начинаются танцы, один прекраснее другого.
В хореографическом шедевре «Вальпургиева ночь» оживают анакреонтические сюжеты. Вином и страстью опьянены Вакх и Вакханка. Четыре сатира заигрывают с захмелевшей чаровницей, стараясь вызвать в ней эротические ощущения. Все безмятежно резвятся, не ведая земных печалей.
Буйство природы и страстей олицетворяет Пан. На магические звуки его флейты слетаются три девственные нимфы. В отличие от чувственных наслаждений других персонажей, они символизируют любовь духовную, целомудренную. Точнее это лишь предощущение романтического чувства.
Но таинственно мерцающий лунный свет разгоняется отсветом огненных факелов. Всех захватывает стремительный поток оргиастической пляски.