Вячеслав Гордеев: интерес к театру пытаемся поддерживать с помощью IT-технологий

Вячеслав Гордеев:
интерес к театру пытаемся поддерживать с помощью
IT-технологий

«Атмосфера» продолжает цикл публикаций о подмосковных театрах, переживающих не самые простые времена. Руководитель театра “Русский балет”, народный артист СССР Вячеслав Гордеев - о том, чем опасна самоизоляция для артистов балета, опыте работы в онлайн-режиме, надеждах и чаяниях.
Вячеслав Михайлович, сегодня все театры и другие учреждения культуры, не только в Подмосковье, но и по всей стране, переживают весьма непростые времена. Что самое тяжелое в дни самоизоляции?

Надежда нас всегда спасала, но, безусловно, времена тяжелые, особенно для такого вида искусства, как балет. Искусство балета с профессиональной точки зрения особенно уязвимо, поскольку артистам нужно поддерживать творческую форму. Это понятие подразумевает ежедневные упражнения, для которых требуется пространство. Танцовщикам необходимы прыжковые комбинации, да и вращения отрабатывать в стесненных обстоятельствах городской квартиры непросто. Конечно, можно заниматься по системе Бориса Князева на полу, например, растягиваться, но ведь даже полноценный экзерсис на жестком бетонном полу, ламинате или даже паркете не сделаешь. Я уже не говорю о наличии музыкального сопровождения и направляющего взгляда педагога.

Но есть и другой нюанс: ограничение в движении при потреблении калорий чревато набором веса, что для артистов балета крайне нежелательно и грозит дисквалификацией. Большие физические нагрузки, с которыми связана профессия, позволяет артистам сохранять утонченную линию фигуры. А сейчас, поскольку нагрузок нет, можно и располнеть. Вряд ли кому-то понравиться видеть на сцене вместо легко парящей над землей сильфиды грузную танцовщицу a la примы XIX в века Марфа Муравьева или Адель Гранцова. Эстетика сильно поменялась, как и техника высоких поддержек, так что избыточный вес танцовщиц более 45 килограммов становится еще и угрозой для здоровья спины партнера.

Чем живет “Русский балет” сегодня?

Как я сказал выше, в настоящее время мы выживаем. Главное, что на сегодняшний день сохранилось финансирование в плане нашей зарплаты. Это очень существенная помощь со стороны губернатора и Министерства культуры Московской области, позволяющая выдержать карантин. Возможно, будут приняты меры, связанные с ситуацией вынужденной отмены гастролей или продуманы какие-то другие экономические меры, компенсирующие упущенную выгоду от проката спектаклей. Может, будет более целенаправленно решаться вопрос организации наших выступлений на площадках Подмосковья. Для этого нужна продуманная программа, поскольку в непростых обстоятельствах оказались не только люди, но и Дворцы культуры.

Автор: Елена Батракова 5 мая 2020
Полный текст интервью