Светлана Устюжанинова: интервью перед бенефисом

Светлана Устюжанинова:
интервью перед бенефисом

Один мудрый человек заметил: писать о балете – все равно, что танцевать об архитектуре. 

А потому буду говорить не о балете, а о танцовщице, которая вот уже 35 лет творит на сцене настоящее волшебство – заслуженной артистке России Светлане Устюжаниновой.
В ее честь 13 марта Московский областной государственный театр «Русский балет» проводит творческий вечер под названием «Танец длиною в жизнь». Накануне представления мне удалось побывать в театре, побеседовать с героиней вечера и ее коллегами по артистическому цеху.

Россия, как известно, в области балета была и, к счастью, продолжает оставаться впереди планеты всей. Наши классические постановки являются эталонными и самыми авторитетными в мире. На протяжении столетий выдающиеся российские артисты с удивительным мастерством воплощают в жизнь сложнейшие музыкально-хореографические образы.

Театр «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева известен и любим ценителями танцевального искусства не только у нас в стране. В своей гастрольной деятельности за рубежом он вносит огромный вклад в популяризацию русского балета и повышение престижа отечественной культуры в мире. Публика с воодушевлением принимает труппу в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии и Ближнего Востока. И в этом есть немалая заслуга исполнительницы классических танцев и современной хореографии, педагога-хореографа Светланы Устюжаниновой.

Свою маму Светлана называет «ангелом-хранителем». Благодаря ей 9-летняя девочка поступила сначала в школу искусств, а спустя год - в Пермское государственное хореографическое училище на отделение артистка балета. Получив диплом с отличием, она была зачислена в труппу Свердловского государственного академического театра оперы и балета.

Обладательница эффектной сценической внешности, яркого темперамента, блестящей выучки и превосходного прыжка Светлана Устюжанинова сразу обратила на себя внимание как профессионалов, так и зрителей. Уже в юности балерину отличало завидное сочетание уникального актерского дарования и виртуозного владения всем арсеналом техники танца. Не случайно на заре своей карьеры она стала лауреатом Международного конкурса молодых артистов балета «Арабеск-86».

«Выдающаяся балерина Большого театра Ольга Васильевна Лепешинская как-то сказала: «Чтобы однажды взлететь, нужно много падать», – рассказывает Светлана. – Очень точное замечание о нашей работе. На протяжении всей своей творческой жизни я исповедую два основных принципа: «В усердии – все!» и «Терпеливый труд препятствия преодолевает!». С детства примером для подражания мне служили звезды Большого театра Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова. Они были моими кумирами. В Пермском училище на втором курсе мне посчастливилось принимать участие в одном из их проектов. Именно тогда я страстно захотела работать в театре Вячеслава Михайловича Гордеева.

В 1990 году мечта Светланы сбылась. Она была принята в труппу «Русского балета». По прошествии трех десятилетий можно с уверенностью сказать, что Гордеев не ошибся в выборе солистки. Сегодня Вячеслав Михайлович не без гордости говорит о своей подопечной: «Светлана замечательная балерина. Красивая внешность, превосходная фигура, техника, природные артистизм и музыкальность – в ней есть все, что делает ее на сцене значительной и притягательной. Богатый сценический опыт получил профессиональную подпитку в Академии Славянской культуры, где Устюжанинова была моей студенткой. Она интересуется всем происходящим в балетном мире и использует это в своей повседневной практике. Все ее профессиональные навыки и теоретическая подготовка послужили залогом успеха Светланы в работе в качестве педагога и хореографа. Такие личности, как она, составляют золотой фонд нашего театра».

За годы служения Мельпомене Светлана Устюжанинова подарила зрителям десятки балетных образов. Мне посчастливилось не раз видеть и восхищаться ее ролями в спектаклях «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро», «Чиполлино», «Хабанера». Изящные пируэты, элегантные адажио и грациозные арабески Светланы удивительным образом доносят до нас мысли и чувства ее персонажей. Когда я вижу Светлану на сцене, мне кажется, что ей не подвластны законы гравитации.

Свои личные наблюдения позволю подкрепить профессиональным мнением народной артистки СССР балерины Людмилы Семеняки: «Светлана Устюжанинова прекрасно владеет различными стилями танца. Артистка умеет телом и мимикой нарисовать характер, создать внятный музыкально-пластический образ. Редким достоинством является ее способность быть естественной, органичной и выразительной в характерном танце».

Не менее удивительны успехи Светланы Юрьевны на педагогическом поприще. В 2000 году она получила высшее образование по специальности «педагог-хореограф». Сейчас артистка успешно совмещает танцевальную карьеру с воспитанием будущих звезд русского балета: дает мастер-классы, ведет репетиции. Работу Светланы Юрьевны по постановке танцев в балете «Лебединое озеро» высоко ценят в Екатеринбургском академическом государственном театре, в Чувашском государственном театре оперы и балета, в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

В прошлом году Светлана Юрьевна Устюжанинова блестяще проявила способности наставника в Иркутском государственном музыкальном театре. Творческий талант воспитателя, помноженный на богатый сценический опыт, позволил ей успешно участвовать в постановке сразу трех балетов – «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Щелкунчик» П. Чайковского. Вот что сама Устюжанинова говорит об этой истории: «Было много репетиций. И мы достойно справились с задачей – был успех. Хотя, конечно, были и слезы, и стертые ноги, и травмы. Но так всегда в балете – он требует жертв».

Век балерины не долог. Не знаю, как сейчас, но еще совсем недавно Примы могли выйти на пенсию после 15 лет стажа, артисты кордебалета – после 20 лет. В 35-летнем возрасте большинство артисток завершает свою карьеру. Вот почему более всего радует, что годы не властны над Светланой Устюжаниновой. Секрет ее творческого долголетия прост: человек увлеченный, бесконечно преданный своему делу она в процессе работы получает немалый заряд положительных эмоций, жизненной энергии и всем этим щедро делится с нами – зрителями.

Еще одно подтверждение всему вышесказанному наш блиц-опрос.

– Светлана, если бы в Вашей жизни не случился балет, чем бы Вы занялись?

– Этот вопрос мне задавали не единожды. Всегда отвечаю одно: мне трудно даже представить, чем бы я могла кроме балета заняться. Вариантов просто не было.

– Ваша самая любимая партия?

– Их несколько. Фея Сирени из «Спящей красавицы» П.И. Чайковского. А еще – Мирта в «Жизели» – партия, в которой я прямо купалась.

– Вы в судьбу верите?

– Верю. И в Бога, и в судьбу, и в приметы, особенно. Если, не дай бог, уроню пуанты, я их больше не надеваю.

– Что как педагог Вы не прощаете балерине?

– Когда я вижу в глазах балерины пустоту, она перестает мне быть интересной. У меня принцип: вышел на сцену, забудь обо всех своих болячках и бытовых проблемах, ты должен погрузиться на все сто в образ.

– Как педагог Вы человек мягкий или жесткий?

– Я человек мягкий, но говорят, занудный. Если взялась из человека выбить максимум возможного, обязательно добьюсь.

– Какие сны снятся балерине Устюжаниновой?

– Страшные! Надо выходить на сцену, а я не готова, тесемки пуантов болтаются, я бегу, спотыкаясь, а музыка уже играет…

– Что Вы цените больше всего в людях?

– Честность, ответственность, умение на сцене выкладываться. Без этого в нашей профессии просто делать нечего.

– А что Вас в людях особенно раздражает?

– Лень и необязательность…
Николай Тарасенко, газета "Век"
12.03.2020

Источник